malyavin: (samara)
[personal profile] malyavin
Через два года, в 2016 году, будет отмечаться 150-летие со дня рождения выдающегося казахского политического и общественного деятеля Алихана Нурмухамедовича Букейханова (по – казахски - Алихана Нурмухамедулы Букейхана).
Имя этого человека мало кому известно сейчас в Самаре, но вот в соседнем Казахстане его называют лидером национально-освободительного движения и готовятся широко отметить предстоящий юбилей. В планах торжеств есть место и Самаре. Но обо всем по порядку.
Родился Алихан Букейхан 5 марта 1866 года в Токраунской волости Семипалатинской области, происходил из рода казахских потомков Чингисхана – торе. Прапрадедом Алихана был хан Букей, прадедом – султан Батыр. Он окончил Омское техническое училище и Петербургский лесотехнический институт, занимался научной и просветительской деятельностью, избирался в 1-ю Государственную Думу. Фактически в этот период он стал лидером и идеологом казахского национального движения, представляя свой народ в кадетской партии. Неоднократно подвергался арестам, а в декабре 1907 года за подписание «Выборгского воззвания» был приговорен к трем месяцам тюрьмы. В январе 1908 года Букейхан добровольно явился в Семипалатинскую тюрьму для отбытия наказания, и отсидев восемь месяцев, был выслан в Самару.
С этого момента и до февраля 1917 года Алихан Букейхан жил в нашем городе вместе с супругой Еленой Яковлевной и двумя детьми. Как установил современный ученый, составитель Собрания сочинений Алихана Букейхана в 9 томах, директор Института культуры и духовного развития «Алаш» ЕНУ им. Гумилева, доктор PhD Султан – Хан Аккулы (Жусип) на основе архивных документов, в нашем городе Букейхан проживал в доме № 30 по ул. Казанской (ныне – Алексея Толстого). Исследователь приводит источник своих сведений - материалы Самарского губернского жандармского управления, которое собирало о нем сведения с помощью своей агентуры и службы наружного наблюдения.
«Об этом свидетельствует заголовок журнала, в котором тайные осведомители фиксировали передвижения и встречи своих «подопечных» (орфография сохранена): «Общая сводка данных наблюдения по городу Самары за лицами, принадлежащими к местной (подчеркнуто) неизвестно к какой организации и лицами, подозреваемыми в военном шпионстве за время с 3-го Мая 1915 г. по 1-е Января 1916 года». Судя по записям в этом журнале, все «подозреваемые в шпионстве» лица, сами того не подозревая, носили клички. Из их числа, помимо Алихана Букейхана, можно назвать еще три исторические персоны. Это Александр Керенский – депутат IV Государственной Думы и без пяти минут генеральный секретарь Верховного Совета масонской ложи «Великий Восток народов России»; Николай Гладиш, в тот момент депутат самарской городской и Государственной Думы и лидер самарской группы Конституционно-демократической партии «Народной свободы», или ка-де; и Исидор Рамишвили. С ними Алихан Букейхан сталкивался в различные периоды своей политической борьбы.
Любопытно, что в отличие от Керенского, Гладиша и Рамишвили, фигурирующих в отчетах тайных агентов жандармерии под кличками Думский, Гласный и Атаман, лидер движения «Алаш» имел сразу две – Асман и Калмык.»
Как указывает Султан-Хан Аккулы, «лидер казахов с первых дней пребывания в ссылке проявляет активность в сотрудничестве с научными и общественно-политическими организациями и изданиями С.-Петербурга. Судя по его публикациям, его сотрудничество с журналом «Сибирские вопросы», газетами «Речь», «Слово» и редакцией «Нового энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, расположенные в столице метрополии, началось именно с 1908 года. Алихан Букейхан состоял членом редакционной коллегии энциклопедического издания с 1908 по 1917 год, и его имя фигурирует в составе редколлегии с 8 по 22 тома включительно».
Как становится понятным из приводимых фактов, Букейхан не оставлял в самарской ссылке и своего занятия политикой и общественной деятельностью. Об этом говорят сведения, предоставленные Центром общественных связей КГБ СССР (ЦОС КГБ СССР) в сентябре 1991 года. В них, в частности, говорится: «24 ноября 1912 г. в г. Самаре Букейханов участвовал в собрании, которое было организовано для сплочения сил всех революционных групп Самары (от «октябристов» до «левых»)»; «В 1915 г. Букейханов входил в состав Самарского губернского комитета Конституционно-демократической партии»; «В октябре Букейханов принимал участие в работе областного совещания Конституционно-демократической партии, состоявшегося в г. Самаре. На совещании присутствовали делегаты Саратовской, Симбирской и Уфимской губерний»; «В январе 1917 г. Букейханов был одним из руководителей Самарской группы партии кадетов». Он встречался в Самаре с А. Ф. Керенским трижды – в июле 1914 года и в мае и октябре 1915 года. Принимал Букейхан и активное участие в деятельности самарских масонов, будучи мастером местной масонской ложи. Как пишет Аккулы, об этом вспоминал самарский общественный деятель Александр Ёлшин, в ритуале посвящения которого в масоны участвовали Букейхан, Керенский и Некрасов (один из лидеров кадетской партии, в 19117 – министр Временного правительства).
Этот ритуал происходил в том самом доме – Казанской, 30. В Самаре он известен как особняк Субботиной-Маркинсон. В статье Аккулы этот дом назван домом князя Кугушева. Князь Вячеслав Александрович Кугушев был гласным городской думы, видным кадетским лидером Самарской и Уфимской губ. и действительно жил в этом доме. В Памятной книжке Самарской губ. на 1916 год есть его адрес – Казанская, дом Субботина. Но был ли он владельцем самого здания – большой вопрос.
К этому историческому периоду относится и фотография самарской группы кадетов, хранящаяся в Самарском областном краеведческом музее им. Алабина. На этой фотографии Алихан Букейхан – в верхнем ряду, крайний слева, князь Кугушев – третий справа, а Александр Ёлшин – третий слева в среднем ряду.
Самарский период в жизни Алихана Букейхана закончился с февральской революцией 1917 года. Он стал комиссаром Временного правительства в Тургайской области и членом Временного Совета по управлению Туркестанским краем, а в июле 1917 года – председателем партии «Алаш». На 2-м Всеказахском курултае в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года была провозглашена Алашская автономия – государственное образование казахов, а председателем Народного Совета (правительства) Алаш-Орды избрали Алихана Букейхана. Во время гражданской войны алашисты примыкали к антибольшевистским силам, но в декабре 1919 были вынуждены перейти на сторону победителей. С этого момента Алихан Букейхан был устранен от активной деятельности и в 1922 -1927 был литсотрудником Казахской секции Центрального издательства народов СССР в Москве, подвергался репрессиям, а с 1927 находился под домашним арестом. В июле 1937 он был арестован, а 27 сентября 1937 года – осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР и в тот же день расстрелян. «Советскую власть не любил, но признал», — это были последние слова приговоренного к смерти.
Сейчас в Казахстане имя Алихана Букейхана вырвано из забвения, его наследие активно изучается. 6 марта этого года в Евразийском Национальном Университете им. Л.Н.Гумилева в Астане состоялась республиканская конференция «Алихан Букейхан. Эволюционный путь от марксизма до национальной идеи «Алаш», посвященная 148-летию со дня рождения Алихана Букейхана . Участниками конференции были влиятельные казахские ученые и политики, в т.ч. депутаты обеих палат парламента страны. По итогам конференции была принята резолюция, в которой собраны предложения по празднованию 150-летия А. Букейхана. В ней содержится обращение к Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву «с просьбой издать указ о признании Национальной автономии Алаш-Орда «Алашской (Казахской) демократической республикой», Алихана Нурмухамедулы Букейхана «первым президентом Алашской (Казахской) демократической республики», а также поручить Правительству РК провести юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию А.Н.Букейхана и 100-летию Алашской демократической республики, под эгидой ЮНЕСКО».
Большинство предложений касается непосредственно Казахстана. Но некоторое внимание отводится и российским городам. Так, резолюция содержит предложение к МИДу Казахстана изыскать возможности назвать именем А. Букейхана улицы в Москве, С.-Петербурге, Омске, Оренбурге и Самаре. В числе мест, где предлагается установить памятные доски (по возможности – бюсты) Алихана Букейхана назван и дом № 30 по бывшей Казанской улице в Самаре – особняк Субботиной-Маркинсон.
Неизвестно еще, что из этих грандиозных планов будет претворено в жизнь. Но вот перспектива установки памятной доски Алихану Букейхану в Самаре выглядит вполне реальной. Президент и правительство Казахстана серьезно относятся к увековечению памяти об «Алаш-Орде» в России. Об этом говорит открытие мемориальных досок в Оренбурге в ноябре 2010 года. Вот только будущее особняка Субботиной вызывает серьезные опасения в свете предстоящей реконструкции старой Самары. Не увидят ли наши казахстанские соседи на месте дома, хранящего память о казахском лидере, очередной бетонно-стеклянный торговый центр? Полагаю, их такая подмена неприятно разочарует. Да и жителей Самары потеря еще одного памятника самарской старины также не порадует.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

malyavin: (Default)
malyavin

February 2018

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 19th, 2025 01:56 am
Powered by Dreamwidth Studios